Жизнь глазами российских эмигрантов. Что создают русские художники за океаном? 70 работ художников-эмигрантов представлены в зале художественного музея. Ранее картины экспонировались только в Москве.
Жизнь глазами российских эмигрантов. Что создают русские художники за океаном? 70 работ художников-эмигрантов представлены в зале художественного музея. Ранее картины экспонировались только в Москве.
70 произведений живописи и графики – это семнадцать художников, которые в своё время стали так называемой второй волной русской эмиграции. Экспозиция размещается в двух залах художественного музея. Несмотря на то, что внутренний мир этих художников в большей степени формировала американская, западная культура, на каждом холсте так явно видна тоска по России. Чего стоит вот этот, до боли знакомый образ Сергея Есенина, а рядом эскиз преподобного Сергия Радонежского.
Этой жизнерадостной женщине 83 года. Художника Веронику Гашурову в Америку загнала Великая Отечественная. Эмиграция открыла в ней дар художества. Ученица известного живописца и искусствоведа Сергея Голлербаха – его работы, кстати, тоже представлены в экспозиции – она из реализма уверенно шагнула в конструктивизм.
Голлербах учил: прежде чем браться за полотно, пойми, что выражать и как. Вот этот своеобразный натюрморт родился спонтанно – во время ремонта на чистый холст попали капли краски, а дальше включилась фантазия. Портрет неизвестного натурщика хранит память о том времени, когда в пятьдесят Вероника решила вновь пойти учиться. А это её видение Нью-Йорка – уже из разряда «как». Горизонтали и вертикали центральных улиц шумного мегаполиса. И статуя Свободы – крошечная, та самая, которая когда-то встречала эмигрантов.
Впервые Дом Русского зарубежья выставляет эти работы за пределами Москвы. Замысловатые портреты – это ощущение безликости послевоенной европейской культуры, супрематизм и геометрическая абстракция – символ самокопания и философии накопления. Что на этой картине главное действующее лицо – дом, или, быть может, парусник? Как бы то ни было, в каждой работе видна попытка сохранить на чужбине русскую самодостаточность – то, что впоследствии искусствоведы назовут периодом «русской Америки». В стенах музея коллекция пробудет ровно два месяца.