Противостояние между Москвой и Санкт-Петербургом было заложено изначально в Петровские времена, когда Великий реформатор узрел мистическое видение царь-града в дельте Невы у выхода в Маркизову лужу Финского залива, и решил построить на болотах новую столицу Российского государства, так называемое окно в Европу. И надо отдать должное, у него это получилось. Чудом.
"Противостояние" между Москвой и Санкт-Петербургом было заложено изначально в Петровские времена, когда Великий реформатор узрел мистическое видение царь-града в дельте Невы у выхода в Маркизову лужу Финского залива, и решил построить на болотах новую столицу Российского государства, так называемое "окно" в Европу. И надо отдать должное, у него это получилось. Чудом.
Совершив кровавое жертвоприношение, ценою
жизней сотен тысяч верноподданных россиян, он создал практически новую ветку
российской реальности, она была пропитана европейскими культурными традициями и
ценностями. Этим действием Петр, сам того не понимая, расколол российское
общество на два лагеря, которые впоследствии трансформировались в либеральный и
консервативный образы мышления. До появления Петербурга тогдашнее российское
общество, условно говоря, было поделено на столицу и провинцию, создание нового
центра и перевод имперской столицы из Москвы положил началу антагонизма между
двумя географическими точками и людьми их населявшими.
Дальнейшие действия советской власти и
проведение обратной метаморфозы переноса столицы лишь усугубило положение дел
и породило ситуацию двух городов, "эгрегоры" которых до сих пор боятся за право
доминирования на территории Российского государства. В подтверждение данной
гипотезы приведу пример из новейшей истории XX века: опасения, боязнь и ликвидирование
Сергея Кирова Сталиным в 30-е годы; перетекание представителей питерского
землячества в 90-е годы в Москву; дальнейшее экспроприирование
культурно-исторических процессов и трансформация органов управления
государством в начале XXI века.
Сегодня Россия обладает интернациональными
качествами. В данный момент не наблюдается прямого противостояния и ярко
выраженных отличий в формировании культурно-общественных пространств Москвы и
Санкт-Петербурга. Разумный и обеспеченный человек может построить свою
реальность в любом из этих городов, и качественно она не будет иметь сильных
отличий, кроме эстетических аспектов, связанных с культурно-историческими
нюансами формирования. Оба города включают в себя элементы и "имперского
стиля", и провинциальный дух широких народных масс. Богатые люди в Питере и в
Москве живут примерно одинаково, как и бедные слои населения. В социальном
плане большой разницы нет. Но человеческий фактор в Северной Пальмире явно
усилился и отчасти в этом она олицетворяет всю Россию. Куда ни приедешь, в
любой другой город, везде разные флюиды, но люди там более человечны, более
внимательны к окружающим, более приветливы к гостям. Приезжаешь в Питер: там
по-другому дышится, легче и свободнее, не только потому, что там другой климат
и это город на воде (хотя и это тоже), здесь чувствуется дух независимости и
свободы. Задуваемые ветрами ощущения другого мира и мнимой свободы
Скандинавско-Европейского региона, сквозит в щели старой рамы пресловутого
петровского "окна". Здесь все происходит медленно и чинно. Соразмерно плавному
течению и журчанию вод благородной Невы. Город окутывает тебя, ты растворяешься
в нем.
Надеваю акваланг и с запасом воздуха, питерского духа, я погружаюсь в Москву как в огромный бассейн – в другую
среду, с другими скоростями взаимодействия. Здесь все иначе. Люди вечно
спешат, огрызаются, хамски неприветливы и суетливо озабочены своими задачами,
они не успевают жить, не успевают и не умеют наслаждаться жизнью, у них другие
жизненные приоритеты.
Я допускаю, что большая часть из них приезжие,
но и коренные москвичи, и жители столицы не слышат и не слушают друг друга, они
стали нетерпимы к другому мнению, разучились вести дискуссию в попытке
перетянуть одеяло на себя. Бизнес-понты в Москве достигли вышей фазы своего развития.
Москва – это мега-шопинг-молл (громадный, многоуровневый торговый центр), в
дебрях которого можно найти все, абсолютно все материальные, духовные,
сакральные и социальные блага современной цивилизации, в зависимости от твоих
потребностей, талантов, возможностей, социального статуса и материального
достатка, включая все формы индивидуальных, и общественно-социальных способов
развлечения и проведения досуга.
В Москве можно понаблюдать все существующие
формы общественно-социальных взаимоотношений и племенные древне-архаические, и
рабовладельческие, и имперские, и феодальные, и социалистические, и
капиталистические, и крепостнические, и средневеково-патриархально мракобесные
и виртуально-цифровые прототипы общественно-социальных отношений грядущих эпох,
градус абсурда начинает зашкаливать. "Все смешалось в доме Обломова".
Среднестатистический турист в Москве
отличается от среднестатистического туриста в Питере. В Северной столице это
качественно другой турист, он трансформируется под влиянием питерского
мистицизма, приветливости и добродушия горожан с врожденной особенностью,
именуемой в простонародье "питерской" интеллигентностью. И дело не в том, что
Москва отличается от Питера, а в том, что Санкт-Петербург остался нормальным
городом, Москва оторвалась от реальности в силу различных причин, но в
особенности из-за концентрации циничных людей. В городе сформировалась
агрессивно-безразличная атмосфера, заразившая разные социальные слои и группы
населения, создав предпосылки наглой вседозволенности, недоверия и
бесчеловечного отношения в обществе. Возникла нервозная среда недоверия и
неадекватности, люди стали психопатичны по отношению к окружающим, степень
раздражительности зашкаливает.
Слава богу, что здравомыслящей остается часть
интеллигенции, деятели творческо-богемной прослойки и так называемого
андеграунда, которого по своей сути в Москве не существует, лишь в отдельно взятых
локальных точках. В то время, как в Питере, в силу сложившихся культурно-исторических
процессов, благодаря усилиям и творческим достижениям великих мастеров, во всех сферах искусства и
культуры, кои 300 лет ваяли и писали Великий Петербургский Миф, сотканный из
мании имперского величия и запаха корюшки, свежего балтийского ветра и
подвально-удушливого запаха загаженных парадных, здесь культурно-андеграундная
среда не только сохранилась в виде отдельных мастодонтов, как в Москве, но она
продолжает развиваться, порождая новые процессы за счет талантливой молодежи,
которую она сама растит, воспитывает, обучает и направляет. Город-музей еще и
транспортный узел по приему и пересылке экспортных товаров, поступающих в Россию
Балтийским морским путем. Товаров, которые перевозятся в Москву, где они
распределяются по регионам и везутся обратно в Петербург, и продаются порой
дороже, чем в Москве, с учетом наценки за двойную транспортировку.
Питер – город самодостаточных людей с высоким
уровнем снобизма и легкой патиной провинциальности, так или иначе зависящих от
московских финансовых потоков, обретает яркую обертку, воспетую его героем и
кумиром современности Сергеем Шнуровым, в его концепции "бренд-реализма", с
запахом алкогольной начинки. Москва же постепенно приобретает
характеристики глюценоза Петра о стерильном, чистом городе, где все под
контролем и нет "шалупы".
А талантливые люди, как сейчас любят говорить
"креативные" (с творческим подходом к жизни), есть везде. Где-то больше, где-то
меньше, но от них, от их количества и их качества, от их активной жизненной
позиции зависит тот Мир, в котором мы будем жить завтра, и я не теряю надежды,
что этот Мир будет адекватным, гармоничным и менее агрессивным.