На 29 августа назначено заседание суда по кассационной жалобе ОАО Тольяттиазот на февральское решение краснодарского арбитража о передаче в собственность краевой администрации строений портовой инфраструктуры ТоАЗа в Тамани. Вероятно, что крупнейший производитель аммиака в Самарской области потеряет свой актив и не сможет достроить перевалочный терминал в порту.
На 29 августа назначено заседание суда по кассационной жалобе ОАО "Тольяттиазот" на февральское решение краснодарского арбитража о передаче в собственность краевой администрации строений портовой инфраструктуры ТоАЗа в Тамани. Вероятно, что крупнейший производитель аммиака в Самарской области потеряет свой актив и не сможет достроить перевалочный терминал в порту.
В начале 2017 года Краснодарского края
передал в собственность местных властей недостроенный административно-бытовой
корпус, бараки, трансформаторные подстанции, незавершенные гидротехнические
эстакады и биологические очистные сооружения, принадлежажащие ТоАЗУ.
Предприятие
обжаловало решение, но 6 июня арбитражный апелляционный суд оставил его в
силе. Теперь на три с половиной миллиарда рублей (именно столько требует компания у администрации Краснодарского края) будет рассмотрено в кассационной инстанции 29 августа, но
перспективы ТоАЗа выглядят сомнительными, ведь никаких новых аргументов у
предприятия не появилось.
Таманский проект ТоАЗа называют золотым долгостроем: он оценивался 300
миллионов долларов. Его реализация началась в 2001 году: с этого момента администрация
Краснодарского края сдала в аренду компании землю на 49 лет для строительства
терминала по приему, хранению и перевалке аммиака. В 2003 году в пакете
документов грандиозного проекта появилось разрешение на строительство,
полученное от замглавы краевой администрации. Оно действовало до 2005 года.
Но уже в 2004 году акты проверок контрольно-надзорных
органов выявили, что склад сыпучих материалов, башня радиосвязи, два верхних
этажа зданий оперативных служб, два жилых дома и другие сооружения были
возведены без разрешения на строительство, то есть самовольно. Чиновники
выявили 22 нарушения и предписали ТоАЗу приостановить незаконное строительство. Но компания самовольно его продолжила, правда, со
временем процесс окончательно заглох.
В 2014 году прокуратура официально признала объекты
ТоАЗа самостроем, возведенным без разрешительной документации и с нарушениями
норм. Объекты перешли в собственность краевой администрации, и ее право на них
уже дважды было подтверждено судом.
Договор длительной аренды должен быть расторгнут в ближайшее время и,
вероятно, новым оператором порта станет правительство Краснодарского края.
Помимо ТоАЗа, свои проекты в порту вели ООО "Газэкспорт", ЗАО "Таманьнефтегаз"
и ООО "Союзресурс-Кубань". Не исключено, что после ухода ТоАЗа высвободившиеся
мощности и пространство займут другие стивидоры.
Потеря Тамани станет чувствительным ударом для ТоАЗа, рассчитывавшего с
помощью порта открыть альтернативный канал экспортных поставок. В Сегодня практически
весь экспортируемый аммиак проходит через уникальный трубопровод "Тольятти –
Одесса", но этот канал поставок крайне ненадежен.
В 2012 году
"Укрхимтрансаммиак", управляющий украинским участком трубы, перекрыл
аммиакопровод на две недели, а ТоАЗ был вынужден останавливать производство и
подсчитывать убытки. В конце декабря 2016 года вокруг транзита тольяттинского
аммиака вновь разгорелся конфликт: "Укрхимтрансаммиак" отказал ТоАЗу в увеличении
квоты прокачки и транспортировка продукции предприятия прекратилась аж до 3
февраля 2017 года.
Также после смены власти в Киеве существенно возросла цена транзита аммиака. Сейчас
Минфин Украины рассматривает очередное повышение тарифов на транспортировку
аммиака. Очевидно, что в условиях обмена санкциями между Россией и Украиной
рассчитывать на какие-то преференции российским предприятиям не приходится.
Получается, что будущее химического гиганта из
Тольятти сегодня под большим вопросом. Попытки найти выход из логистического
тупика привели лишь к новым потерям – репутационным и материальным. После
нового повышения тарифов на транзит аммиака Украиной производство продукции на
ТоАЗе рискует потерять всякую рентабельность. Тогда никаких вариантов, кроме
остановки завода, у руководства не будет.