Любовь к свободному стилю
неожиданно приравняли к шизофрении. Дырявые джинсы, мятые рубашки и растянутые
свитера, украшающие витрины дорогих бутиков и фигуры молодых хипстеров, вдруг
оказались признаком психического расстройства. Об этом заявила директор Общественного
института демографической безопасности Ирина Медведева.
Любовь к свободному стилю
неожиданно приравняли к шизофрении. Дырявые джинсы, мятые рубашки и растянутые
свитера, украшающие витрины дорогих бутиков и фигуры молодых хипстеров, вдруг
оказались признаком психического расстройства. Об этом заявила директор Общественного
института демографической безопасности Ирина Медведева.
По ее словам, пропаганда
неопрятности – это искусственное насаждение культа психических заболеваний и
прямой путь к деградации современного общества. Мода на рванину является
внешним проявлением гораздо более серьезных проблем, таких как снижение
нравственности, повышение уровня агрессии и интеллектуальный распад
человечества, считает Медведева. Действительно ли дыры в одежде могут привести
к культурной пропасти? Не пора ли сменить модные лохмотья на ежовые рукавицы?
В психиатрии внешний вид
пациента играет большую роль в постановке диагноза, подтверждает клинический
психолог Люция Сулейманова, имея в виду реальную неряшливость, а не
стилизованную. "Неопрятность в понимании психиатров – это неприятный запах
немытого тела, истлевшая, засаленная одежда, грязь под ногтями, и, самое
главное, неадекватное поведение асоциального характера. Речь идет о
свидетельствах постоянного опускания человека вниз по социальной лестнице. Если
же говорить о молодых людях в рваных джинсах, которых мы видим в реальности, то
они достаточно ухоженные, чистые и приятно пахнут. С моей точки зрения – это
точно не про шизофрению или другие серьезные отклонения", – говорит она.
По мнению психологов,
истинная причина популярности искусственно состаренной одежды в возможности
выделиться и заявить о себе. Это некий внутренний протест против большого
количества ограничений и социальных рамок, которые существуют сегодня. Подобная
модель поведения сформировалась еще в прошлом веке и пошла в народ от
представителей различных субкультур, таких, как хиппи, панки, поклонники
гранжа. Некий глоток вечной свободы: "Я могу себе позволить!". Приводит ли это
к расстройствам психики? По мнению Люции Сулеймановой, достаточно обратиться к
статистике. "Число людей с психическими отклонениями устойчиво на протяжении
десятилетий. Скажу вам честно, шизофрения – это такая братская могила всех
случаев. Объясняет любую ситуацию, когда нет возможности поставить точный
диагноз", – поясняет психолог.
Гораздо опаснее для психики
виртуальный мир. Все чаще зритель с неокрепшим умом переносит агрессию и культ
насилия с экранов в реальную жизнь. Кровавые шутеры, жестокие боевики,
реалити-шоу, построенные по принципу "замочной скважины", бьют по слабым местам
незрелого подсознания. "Мы сейчас сталкиваемся с последствиями
научно-технического прогресса, – отмечает Сулейманова. – Наступила эра всеобщей
информированности и участия в легких вакханалиях как одно из проявлений
современного мира. Это возбуждает и интересует. Агрессивные передачи усиливают
вероятность их воспроизводства. Можно сказать, что это своего рода детская
болезнь. Ее нужно перерасти".
Человечество уже
переживало нечто подобное не один раз. История свидетельствует – чем сложнее
кризисный период и раскол в обществе, тем активней интерес к подобным зрелищам
как к инструменту для развлечения толпы. Такие манипуляции сдерживали
социальный взрыв, чтобы внутреннее напряжение не выплескивалось наружу и не
распространялось в более опасном масштабе. "Все идет по синусоиде – за слишком
большой свободой приходит более жесткий контроль. Мы постоянно балансируем на
этой грани", – напоминает Люция Сулейманова.
Независимость против
контроля – вечные качели. Мода, как и история, тоже циклична. Естественный ход
времени все расставит по местам и каждый выберет сам то, что ему ближе. В
противном случае, тотальное давление всегда провоцирует новый взрыв свободы.