Опубликован очередной рейтинг крупнейших компаний России Эксперт-400. В течение почти всей истории новой России в середине осени стране подробно и доказательно сообщают, как идут дела у отечественного экономического крупняка, то есть, в сущности, как идут дела в экономике страны.
Опубликован очередной, 20-й по счету, ежегодный рейтинг крупнейших компаний России "Эксперт-400". В течение почти всей истории новой России, начиная с кажущегося уже немыслимо далеким 1995 года, в середине осени стране подробно и доказательно сообщают, как идут дела у отечественного экономического "крупняка", то есть, в сущности, как идут дела в экономике страны.
В этом году, как и годом ранее, сообщение вышло невеселое. Экономический застой, наступление которого было заметным еще год назад, отражается и в нынешнем "Эксперте-400". В нем повторен прошлогодний антирекорд: 400 крупнейших компаний за год увеличили выручку всего на десять с небольшим процентов.
Речь идет не о темпах развития всей экономики – об экономическом росте в десять процентов сейчас никто и не мечтает, но жизнь вообще – и отечественная жизнь в особенности – устроена так, что "крупняк" всегда растет быстрее экономики в целом. Так вот: так медленно, как сейчас, наш "крупняк" не рос никогда, не считая кризисного 2009 года, за все время составления рейтинга. Это, конечно, печально — вялое развитие.
О причинах столь грустного положения дел говорится много, часто указывают на внешние причины. Они, конечно же, есть. Напомню: в только что опубликованном рейтинге подводятся итоги прошлого, 2013 года, то есть ни о западных санкциях, ни о падениях нефтяных цен говорить тут неуместно – ни тех, ни других еще не было. Тем не менее, внешние причины, конечно же, были: состояние мировой экономики и в прошлом году было далеко от идеала, что не могло не сказываться и на России. Но основная причина остановки экономического роста, к великому сожалению, наша собственная. И состоит она в том, что кончилось наше главное до сих пор конкурентное преимущество — низкие цены.
Мы обыгрывали конкурентов – и, значит, получали возможность быстро расти – за счет более дешевых сырья, энергии, рабочей силы, но они у нас уже более не дешевые. Так, отпускная цена на электроэнергию для промышленных потребителей в России в полтора раза выше, чем в США. По средней "чистой" зарплате мы обогнали не только все страны СНГ, но и целый ряд членов ЕС, например, Венгрию и Болгарию, Литву и Латвию. Ну, а про то, что кредиты достаются нашим компаниям несравнимо более дорого, чем любым конкурентам – это давно общее место. Да и мало их, этих кредитов. Если в Штатах общая сумма кредитов, полученных частным сектором, приближается к 200% годового ВВП, в Китае – 120% и даже в Индии – 50%, а у нас – 40 с копейками.
Вернуть истраченный фактор дешевизны нам трудно (если вообще возможно), поэтому ключевым направлением развития должно стать увеличение производительности труда. Понятно, что производительность труда увеличивается не от призывов ее повысить, а от инвестиций.
Поставленная властью задача создать в ближайшие годы 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест разрешается только обеспечением мощного потока инвестиционных проектов. Неизбежно дорогих проектов: дешево создаются разве что рабочие места ларечников и охранников ларьков, а их производительность известна. Так вот, чтобы понять, насколько реальный поток инвестиционных проектов соответствует масштабу поставленной задачи, авторы нынешнего рейтинга отобрали "самые-самые" инвестпроекты крупнейших компаний страны. В расчет принимались проекты стоимостью не менее 10 миллиардов рублей со сроком реализации – ближайшие 10 лет.
Таких проектов оказалось на удивление много – больше ста. Совокупный объем заявленных в эти проекты вложений приближается к 14 триллионам рублей – это гигантские деньги. Так вот, число высокопроизводительных рабочих мест, которые будут созданы и непосредственно этими проектами и вокруг них, оценивается менее чем в четыре миллиона. То есть до цели, до 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, даже при стопроцентном успехе всей этой сотни крупнейших проектов будет почти так же далеко, как сейчас.
И еще обратите внимание: в этой "суперсотне" почти три четверти проектов либо реализуются госкомпаниями, либо — так или иначе — финансируются государством. То есть реальные инвестиционные возможности государства и госкомпаний в рамках "суперсотни" проектов учтены едва ли не полностью. Три миллиона качественных рабочих мест – это максимум того, что государство может сделать само. Стало быть, без резкого роста инвестиционной активности частного бизнеса, без формирования мощного пласта новых негосударственных компаний добиться желаемого совершенно невозможно. И сегодняшние жаркие споры о том, что должно меняться в денежной, кредитной, промышленной, вообще экономической политике, следует судить именно с этой точки зрения: что даст возможность сформироваться мощным негосударственным предприятиям — то и правильно, что не даст – то нет.