Изящные барельефы уже не разглядеть, а некогда парадные залы превратились в свалку - так сейчас выглядит усадьба Пущино-на-Оке. Яркий образец классицизма, ставший декорациями к известному фильму, нуждается в масштабной реставрации. Однако владелец состояние усадьбы предпочитает не замечать.
Изящные барельефы уже не разглядеть, а некогда парадные залы превратились в свалку — так сейчас выглядит усадьба "Пущино-на-Оке". Яркий образец классицизма, вдохновлявший композиторов и ставший декорациями к известному фильму, нуждается в масштабной реставрации. Однако нынешний владелец состояние усадьбы предпочитает не замечать.
Донельзя запущенное "Пущино": хозяйственные постройки почти сгнили от бесхозяйственности, от главного дома осталась одна коробка, безликая в прямом смысле: с фасада давно исчезли лепные маски-барельефы и не только они. Когда-то изящная загородная резиденция отставного майора Арцыбашева. Колонн и балконов уже нет на кадрах снимавшегося здесь Никитой Михалковым фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино". Уже тогда неприглядный вид старинной усадьбы замаскировали деревянной верандой, на которой герои пили чай. Но погасли софиты — и дом окончательно погрузился в непроглядную тьму.
"Это кухня с большими русскими печами, складские помещения", - рассказывает член Московского областного отделения ВООПИиК Александр Аулов.
Склад здесь и сейчас — автозапчастей, ржавой мебели, сгнившей одежды. Барскую кухню, скорее всего, использовали новые самозваные хозяева: кое-где — следы пожаров. В кладовых — помойка, в спальнях явно был приют для бродяг.
В одной из комнат — импровизированный мини-музей. Отбитая лепнина, водосточные трубы, которым больше века — здесь написано "4 штуки, с драконами". Но драконы не сохранились. Кованые детали — предположительно, печного дымохода. Кто и когда сложил здесь эти старинные детали, непонятно.
Еще есть что сохранять, уверены местные активисты. Особенно в залах, где композитор Алябьев — он был влюблен в хозяйку имения — написал Итальянскую арию для скрипки и фортепиано. Каким-то чудом уцелевшие дубовые полы, резные двери и наличники теперь могли бы вдохновить и реставраторов.
"С 1970-х годов, когда отсюда уехала городская больница, помещение никак не используется, ветшает. Специалисты понимают, какие необратимые процессы происходят в кирпичной кладке, в фундаменте, в перекрытиях", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" Александр Аулов.
Усадьба — в оперативном управлении у Академии наук. За бездействие руководство РАН уже не раз штрафовали. Теперь, наконец, могут перейти к радикальным мерам — после финальной проверки.
"Будут либо приниматься оперативные меры и "дорожная карта" Академии наук, как они будут восстанавливать и приводить в порядок эту усадьбу, либо мы будем более настойчиво инициировать передачу этой усадьбы в ведение Московской области", — обещает министр культуры Московской области Олег Рожнов.
На памятник федерального значения до сих пор не подписаны охранные обязательства, не определены границы охранных зон. Частные заборы — уже вплотную к тому, что когда-то было роскошным усадебным парком. Еще немного — и усадьба с богатейшим прошлым в прошлом и останется.